Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок - размышление по рассказу А.Платонова "Юшка" в 7-м классе

«Если любовь ничего не требует,
то лишь потому, что она обладает всем...»

Алексеева Светлана Алексеевна
 
Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
А. Н. Радищев
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
  1. Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;
  1. Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов: кроткий, блаженный и других;
  1. Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.
Цели:
  • Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды; познакомить с особенностями языка писателя; провести  словарную работу, расширить кругозор учащихся.
  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.
  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное отношение к людям, сострадание, милосердие.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.
Оборудование: художественный текст, портрет писателя, выставка книг писателя, толковый словарь, музыкальный фрагмент, раздаточный печатный материал, 5 клеящих карандашей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.Платонова.
– Какое произведение писателя вам известно? (Рассказ  «Неизвестный цветок»)
– Какие чувства оно вызвало у вас? Что отметили вы для себя в этой сказке-были?
– Дома вы прочитали рассказ «Юшка». Я думаю, что он не оставил вас равнодушными к судьбе Юшки.                        
3. Актуализация темы.
– Произведения Платонова требуют работы мысли и сердца. Мы проживём вместе с его героями совсем короткое время – один урок. Именно проживём, чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.
  Д          – Почему рассказ назван «Юшка»?
               – Нужны ли нам такие произведения и их герои?  На эти вопросы мы ответим в конце урока.
4. Определение темы. Целеполагание. (совместно с учащимися.)
- На листах сопровождения у вас записана тема урока. К ней дан эпиграф. Запишите на первых двух строчках, как вы понимаете смысл его смысл.
- То есть сегодня на уроке речь пойдет о нравственных качествах человека.
Песня К.Никольского «Музыкант»
- Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба.
Игра «Ассоциации»
– Прежде чем начнём работать с текстом,  мне бы хотелось понять, как вы воспринимаете Юшку, какие чувства у вас вызвал этот герой. Для этого поиграем в игру «Ассоциации». Ассоциации – это представления в уме человека о каком-то слове, понятии. Например, лето – солнце, жара, речка, покос. Новый год – ёлка, подарки, мандарины.  Я попрошу вас придумать за одну минуту ассоциации к образу Юшки.
(Обобщаем ответы учащихся.)
– На вид Юшка неказистый, некрасивый, неприметный. Я его представляю подорожником, который опалён солнцем. Его топчут ногами, а он всё равно растёт, живёт да ещё лечит нас, людей, от болезней.
4. Изучение нового материала.
– Ребята, это ваше представление Юшки. А каким его видит автор? С первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор даёт нам портрет Юшки.
(Работа с текстом – читаем портрет Юшки.)
– Что мы узнали о нём? Дополните ваше восприятие героя тем, что мы только что прочитали.
Словарная работа в тетради.
– В своих листах сопровождения запишите в левую колонку слова, характерные для  внешности героя.
Неказистый
Жалкий
Тихий
Скромный
Кроткий
Незаметный
Слабый 
(Учащиеся озвучивают характеристики и дополняют свои записи)
- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.


– А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как автор передает это при помощи описания природы?  в сердце Юшки  жила любовь к природе и ко всему живому.
-Как проявляется герой через речь.
-Обратим внимание на речь Юшки. Какое слово повторяет герой чаще  других?
 (любовь, смирение)
-Что передается окружающим с помощью этих чувств?
-Где живет любовь Юшки?
- Осознает ли Юшка свое предназначение?  ( Юшка не согласен с тем, что он лишний человек. Родители его родили,  значит, он кому-то нужен, он должен жить).
-А теперь проанализируем поступки Юшки и его взаимоотношения с другими героями.
1 группа:       «Юшка и дети»
Как дети поступали с Юшкой?
 Чего ждали от него?
Как к ним относился Юшка, во что верил?
Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый. Какой? (радовались).
2 группа:       «Юшка и взрослые»
Почему взрослые обижали Юшку?
Чего хотели от Юшки?
(Юшка не злился на них, потому что в его сердце жила любовь.) К кому? (к людям)
3 группа:        «Юшка и «веселый прохожий»
Когда и почему Юшка осерчал на «веселого прохожего»?
Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым»?
(Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние взрослых и Юшки; антитеза в поведении героев).
4 группа:            «Юшка и приемная дочь»
О ком и как  заботился Юшка?
Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается после его смерти?
 
5 группа:             «Что изменилось после смерти Юшки?»
Кто пришел проститься с Юшкой?
Что означает возвратный суффикс  – ся  на конце глагола в контексте рассказа?
(Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей).
(После обсуждения вопросов каждая группа представляет свои ответы)
-Вернемся к началу урока, когда мы записывали слова, характеризующие внешность Юшки. Запишите справа слова: характеризующие его внутренне содержание.
Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий
(Учащиеся озвучивают характеристики и дополняют свои записи)
Обращение к экспертам ( это задание было подготовлено заранее сильным учеником)
-Откуда мы узнаем его настоящее имя и отчество?
-Что они означают? Каково значение имени Юшка? Случайно ли оно?
Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич.
 Совсем не случайно Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич.  Юшка –                     ( в переносном значении) это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт», «Драться до юшки».
 Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой».
Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

6. Итог урока.
– А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.


– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».


– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого мы ненароком обидели, давайте попросим прощения: «Прости нас, Юшка!»
7. Домашнее задание.
А) Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
 «Что такое слепое сердце?»
«Что такое любовь в понимании А.П. Платонова»
Б) Продолжение игры «Ассоциация».
8. Рефлексия.
Пользуясь критериями самооценки работы на уроке, учащиеся приклеивают на свои рабочие листы квадратики, соответствующего цвета. (После этого листы сопровождения собираются на проверку).
P.S.  Учитель благодарит всех за работу,  и в качестве подарка подготовленный ученик читает стихотворение Э.Асадова «Любовь».
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!
 
 
 
 
 
Урок-размышление «Если любовь ничего не требует, то лишь потому, что уже обладает всем…»
(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

1.Эпиграф  урока
_______________________________________________________________________________________
 ______________________________________________________________________________________
2.Мое представление о Юшке
 ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________             
3. Характеристика Юшки
     Внешность                                                                                           Внутреннее содержание
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Значение имени героя
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Фразеологизмы______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5.Домашнее задание ( на выбор)
1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
 «Что такое слепое сердце?»
«Что такое любовь в понимании А.П. Платонова».
  2. Продолжить  игру  «Ассоциация».
 
1 группа:       «Юшка и дети»
Как дети поступали с Юшкой?
 Чего ждали от него?
Как к ним относился Юшка, во что верил?
_______________________________________________________________________________________
 
2 группа:       «Юшка и взрослые»
Почему взрослые обижали Юшку?
Чего хотели от Юшки?
 
_______________________________________________________________________________________
 
3 группа:        «Юшка и «веселый прохожий»
Когда и почему Юшка осерчал на «веселого прохожего»?
Почему человек, убивший Юшку, назван «веселым»?
 
______________________________________________________________________________________
 
4 группа:            «Юшка и приемная дочь»
О ком заботился Юшка?     В чем выражалась эта забота?
Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается после его смерти?
 
_______________________________________________________________________________________
 
5 группа:             «Что изменилось после смерти Юшки?»
Кто пришел проститься с Юшкой?
Что означает возвратный суффикс  – ся  на конце глагола в контексте рассказа?
 
Лист самооценки
         Красный квадрат - принимал активное участие
 
         Зеленый квадрат - старался отвечать
 
         Желтый квадрат - отвечал, но мало
 
         Синий квадрат - не работал на уроке
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»